Маракас
Маракас (музыкальный инструмент)
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(Перенаправлено с Маракасы)
Мара́кас[1] или мара́ка (исп. maraca) — древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев таино,
разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный
шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки
и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило,
музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек — по одной в
каждой руке.
В русском языке название инструмента чаще употребляется в не вполне правильной форме «маракас» (мужской род,
единственное число) или «маракасы» (мужской род, множественное число).
Это связано с механическим перенесением в русскую речь испанского
названия инструмента во множественном числе (исп. maracas),
дополняемого сверх того окончанием множественного числа, свойственного
русскому языку. Более правильной формой названия является «марака» (женский род, единственное число; множественное число — «мараки»).
[править] Традиционные мараки
Горлянковое дерево — игуэро
Первоначально для изготовления марак использовались высушенные плоды горлянкового дерева, известного на Кубе и в Пуэрто-Рико под названием «игуэ́ро» (исп. higüero, лат. Crescentia cujete)[2][3]. Горлянковое или калебасовое дерево — это небольшое вечнозелёное растение из семейства Бигнониевых (лат. Bignoniaceae), широко распространённое в Вест-Индии (на Антильских островах), Мексике и Панаме.
Крупные плоды игуэро, покрытые очень твёрдой зелёной оболочкой и
достигающие 35 см в диаметре, индейцы употребляли для изготовления как
музыкальных инструментов, так и посуды — калебас различной формы, что достигалось искусной шнуровкой ещё молодых плодов.
Для изготовления марак использовались плоды небольшого размера
правильной округлой формы. После удаления мякоти через два просверленные
в корпусе отверстия и сушки плода внутрь насыпали мелкую гальку или
семена растений, количество которых в любой паре марак различно, что
обеспечивает каждому инструменту неповторимо индивидуальное звучание. На
последней стадии к полученной шарообразной погремушке приделывали
ручку, после чего инструмент был готов.
[править] Родственные инструменты Африки
Известно, что инструменты, сходные с индейскими мараками, существовали и у африканского народа йоруба. Они изготавливались из тыкв-горлянок; общее название подобных музыкальных инструментов на языке йоруба — агбе (исп. agbe)[4]. Неудивительно поэтому, что мараки столь легко были усвоены африканскими невольниками, привезёнными на Кубу, значительная часть которых принадлежала именно к народности йоруба.
[править] Современные мараки
Мараки получили широчайшее распространение не только по всей Латинской Америке, но и в странах Старого Света.
Современные латиноамериканские ансамбли могут использовать разные
инструменты, но представить себе такой оркестр без исполнителя (как
правило — певца), играющего на паре марак, просто невозможно. Помимо плодов игуэро и тыквы, мараки изготавливались также из сплетённых ивовых прутьев, кокосовых
орехов и даже из кожи. Современные мараки изготавливаются как
традиционным способом — из плодов игуэро или тыквы-горлянки, так и из
более современных материалов, в первую очередь — из пластмассы.
В современный симфонический оркестр мараки ввел Прокофьев в балете Ромео и Джульетта и кантате Александр Невский[5].
[править] Региональные названия
Считается, что слово «марака» заимствовано из языка индейцев тупи-гуарани, обитавших на территории современной Бразилии. В разных областях Латинской Америки, помимо основного варианта названия, используются и другие обозначения мараки:
- ↑ Словари на портале Грамота.ру
- ↑ Следует отметить, что название этого растения восходит к языку индейцев таино.
- ↑ Вульф Е. В., Малеева О. Ф. Справочник, мировые ресурсы полезных растений. — Л., Наука, 1969, стр. 390.
- ↑
Mauleón, Rebeca. Salsa guidebook for piano and ensemble. — Petaluma,
California: Sher Music Co., 1993, p. 251. Существует большое количество
версий транскрипции названия группы этих музыкальных инструментов: agbe, agwe, agüe. Здесь мы употребляем наиболее распространённый вариант.
- ↑ К. Купинский. Школа игры на ударных инструментах. — Москва: Московская Типография №6, 1981. — 206 с. — ISBN 5-7140-0918-5
- ↑ Mendes, John. Cote ce Cote la: Trinidad & Tobago dictionary. — Arima, Trinidad, 1986, p. 135.
[править] Библиография
- Mauleón, Rebeca. Salsa guidebook for piano and ensemble. — Petaluma, California: Sher Music Co., 1993. ISBN 0-9614701-9-4
- Mendes, John. Cote ce Cote la: Trinidad & Tobago dictionary. — Arima, Trinidad, 1986.
- Вульф Е. В., Малеева О. Ф. Справочник, мировые ресурсы полезных растений. — Л., Наука, 1969.
|
|