[править] Виды
Установки условно делятся по уровню качества и стоимости[31]:
- sub-entry — не предназначены для использования вне учебной комнаты.
- entry level — предназначены для начинающих музыкантов.
- student — хороши для занятий, используются непрофессиональными барабанщиками.
- semi-pro — качество концертных выступлений.
- pro — стандарт для студий звукозаписи.
- сustom hand built drumsets — Лучший звук, вид, дерево, качество, внимание к деталям. Ударные установки, собранные специально по заказу музыканта.
По механизму извлечения звука барабанные установки делятся на следующие виды:
- Акустические(живые)
Звукоизвлечение происходит за счёт вибрации воздуха, создаваемой мембраной и усиленной корпусом барабана.
- Электронные
Вместо инструментов используются более компактные и бесшумные пэды. Пэд похож на цилиндр, диаметром от 6 до 12 дюймов, при высоте от 1 до 3 дюймов, в котором расположен датчик (или несколько), «снимающий» удар. Сигналы от датчиков направляются в электронный модуль, обрабатывающий удары. Модуль может генерировать звучание сам или передавать данные MIDI для секвенсора.
- Электронные одномодульные
Схема реализации такая же, как и в электронных барабанах. Только реализовано всё в одном корпусе небольшого размера в пределах 20х10х5 дюймов.
- Акустические с электронными компонентами
Звукоизвлечение такое же как и в акустических, однако к мембранам прикрепляют датчики, преобразующие вибрацию мембраны в электрический сигнал, который можно затем обрабатывать (запись, усиление, искажение). Возможно также использование компонентов электронной установки совместно с акустической установкой.
- Тренировочные
Внешне похожи на электронные. Вместо пэдов используются обрезиненные металлические пластины, или акустические барабаны с бесшумными пластиками и заглушками. Не имеют электронного модуля и не издают звуков, так как главная цель тренировка. Часто используются дома для занятий, не мешающих окружающим. Для тренировки можно использовать и электронную с наушниками, но тренировочная установка стоит гораздо дешевле.
- Цифровые
Чаще всего это набор MIDI звуков в специальных программах или программно аппаратных комплексах (драм-машина). Даже не умеющий играть на барабанах может набрать партию ударных и использовать на выступлении или для записи. Как правило, все отдельные драм-машины (одной программой) плохого качества[источник не указан 157 дней] поэтому существуют специальные VST плагины для таких программ как Cubase или FL Studio. На данный момент наиболее известные[источник не указан 157 дней] VST плагины это - Addictive Drums или EZ Drummer.
[править] Роль ударной установки в музыке
Основной функцией барабанщика как части ритм-секции музыкального коллектива является создание ритмического рисунка, (совместно с бас-гитарой, клавишными). Как правило, барабанщики используют многократно повторяющиеся фигуры. В основе ритма лежит чередование низкого звука большого барабана и высокого, резкого звука малого барабана[15].
Помимо этой основной функции барабанщик украшает, подчеркивает основные акценты и изменения мелодии. При этом используются главным образом тарелки, особенно креш, или дробь на малом барабане. Некоторые произведения включают соло на ударных, в это время остальные инструменты отходят на задний план.
Микки Ди, ударник Motörhead в одном из интервью сказал[32]:
На сцене энергия и само сценическое шоу важны не меньше, чем сам процесс игры на инструментах. Игра на барабанах это только часть профессии барабанщика, для выразительности нужно быть шоу-мэном, и я всегда помню об этом во время выступлений. Публика хочет видеть шоу, а не просто группу музыкантов, выполняющих какие-то телодвижения.
[править] Отличия барабанной партии в различных стилях
Джаз отличается сложными рисунками, мелкими брейками и специально отведенными для соло участками композиций[33].
Барабанные партии рока более экспрессивные, сильные, с крупными сбивками и энергичными переходами[33].
Для ме́тала характерна игра на большой скорости, использование бласт-бита, двух бас-бочек или двойной педали.
В таких стилях, как прогрессивный рок и прогрессивный метал, барабанщики широко экспериментируют с музыкальным размером, усложняют метр и ритм.
В хип-хопе, рэпе ритм часто программируется с помощью драм-машины или семплируется,
В поп-музыке ударные используются очень ограниченно, на одной громкости и в идеальном темпе[34].
[править] Обучение игре на ударной установке
Игре на ударных обучаются в музыкальной школе и у частных учителей. В программу обучения может входить обучение и на других инструментах — ксилофоне, литаврах, и др. Изучаются и общемузыкальные дисциплины, теория музыки.
Преподаватель учит технике игры, правильному хвату палок, игре ногами и даже правильной посадке, что объединяется понятием «постановка рук»[35]. Под руководством преподавателя ученики изучают барабанные рудименты, играют соло, обучаются чтению нот.
Не менее значимы и самостоятельные занятия музыканта — репетиции с группой, под метроном или минус. Для дальнейшего саморазвития могут быть использованы книги, видеошколы, записи концертов других барабанщиков, общение с коллегами на мастер-классах, фестивалях и т. д [36].
[править] Нотация (обозначение в нотах)
Аудиопримеры | ||
---|---|---|
Инструмент | Описание | Аудио (Ogg Vorbis) |
Малый барабан | Незаглушенный малый барабан | 53 KB |
Заглушенный малый барабан | 37 KB | |
Rim click | 46 KB | |
Бас-барабан | Заглушенный бас-барабан | 54 KB |
Том-томы | Навесной том 8 дюймов | 59 KB |
Навесной том 12 дюймов | 41 KB | |
Напольный том-том | 39 KB | |
Хай-хэт | Закрытый хай-хэт | 41 KB |
Открытый хай-хэт | 58 KB | |
Хай-хэт открывающийся и закрывающийся при нажатии педали | 48 KB | |
Тарелка крэш | Тарелка crash | 52 KB |
Тарелка райд | Обычный удар | 61 KB |
Удар по «куполу» тарелки | 71 KB | |
Удар по краю тарелки | 67 KB | |
Бит | Типичный роковый бит с хай-хэтом | 95 KB |
Типичный роковый бит с райд-тарелкой | 89 KB |
Первоначально ударная установка нотировалась в басовом ключе. В настоящее время обычно используется нейтральный ключ из двух параллельных вертикальных линий. На стандартном нотном стане партия ударной установки может записываться различными обозначениями. Обычно, в начале каждой партии приводится расшифровка расположения инструментов и всех встречающихся знаков. В некоторых случаях (довольно часто-в упражнениях) указывается аппликатура — порядок чередования рук при ударах. Ниже приводится самый распространённый вариант нотации барабанов.
- Барабаны
- Тарелки
- Другие инструменты
- Приемы игры
- Rim click
-
- удар по ободу малого барабана обратным концом палочки (другие названия — side stick)
- Rim shot
- удар по ободу малого барабана суженным концом палочки (плечом палочки), с последующим глушением пластика
- Stick shot
- удар палочкой по палочке, лежащей на пластике
- Brush sweep
- шуршание щётками по пластику круговыми движениями.
- Акценты
- Анти-акценты
- Немного мягче, чем окружающие ноты: u (breve)
- Заметно мягче, чем остальные ноты: () (головка ноты в скобках)
- Намного мягче, чем остальные ноты: [ ] (головка ноты в квадратных скобках)
[править] См. также
![]() |
Ударная установка на Викискладе? |
---|
- 50 лучших барабанщиков рока по версии журнала Classic Rock
- Барабанные палочки
- Барабанщик
- Барабанный рудимент
- Тарелки
- Основные аспекты успешной записи барабанной установки
[править] Литература
- Литература на русском
- К. Купинский. Школа игры на ударных инструментах. — Москва: Московская Типография №6, 1981. — 206 с. — ISBN 5-7140-0918-5
- Макс Клоц. Школа игры на ударных инструментах. — СПб: 2008. — 64 с. — ISBN 978-5-8114-0879-5
- Литература иностранных авторов
- Джефф Стронг. Ударные инструменты для "чайников". — Диалектика, 2007. — 304 с. — ISBN 0-7645-5357-7
- Видеошколы
Данные видеозаписи — по сути, те же мастерклассы, в записанном виде. Знаменитые барабанщики рассказывают о своем понимании ударной установки и демонстрируют практические приемы игры.
- Jojo Mayer — Secret Weapons For The Modern Drummer
- Benny Greb — The Language Of Drumming
- Dave Weckl — Back To Basics, Dave Weckl — The Next Step
- Thomas Lang — Creative Control
- Derek Roddy — Drum clinic