Барабаная установка
Ударная установка
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ударная установка (барабанная установка, драмз от англ. drums[1]) — набор барабанов, тарелок и других ударных инструментов, приспособленный для удобной игры музыканта-барабанщика. Обычно используется в джазе, роке и поп-музыке.
По отдельным инструментам установки играют барабанными палочками,
различными щётками и колотушками. Для игры на хай-хэте и бас-барабане
используются педали, поэтому барабанщик играет сидя на специальном стуле
или табурете.
Разные жанры музыки диктуют стилистически соответствующий состав инструментов в барабанной установке.
В стандартную ударную установку входят следующие элементы:
- Тарелки:
- Крэш (crash) — тарелка с мощным, но коротким звуком для акцентов.
- Райд (ride) — тарелка со звонким, шипящим звуком.
- Хай-хэт (hi-hat) — две тарелки, установленные на одном стержне и управляемые педалью.
- Барабаны:
- Малый барабан (snare drum, рабочий барабан) — основной инструмент установки.
- 3 том-тома: высокий том-том (high tom-tom), низкий том-том (middle tom-tom) — оба в просторечии зовутся альтами, напольный том-том (или просто том, floor tom-tom).
- Бас-барабан («бочка», bass drum).
Количество инструментов в установке различно у каждого исполнителя и его стиля. Самые минимальные установки используются в рокабилли и диксиленд джазе, а установки исполнителей прогрессивного рока, фьюжн, метала обычно включают широкий набор инструментов: барабанщики используют дополнительные тарелки (объединяются термином эффект-тарелки:[2] сплэш (splash), чайна (сhina) и др.) и том-томы или малые барабаны, также используются два хай-хэта[3][4].
Некоторые производители предлагают другой вариант ударной установки с
1 навесным и 2 напольными том-томами. Среди исполнителей, использующих
такой вариант установки — Фил Радд (AC/DC) Чад Смит (Red Hot Chili Peppers), Хена Хабеггер(Gotthard)[5] и Джон Бонэм (Led Zeppelin)[6].
В тяжёлой музыке (метал, хард-рок и т. д.) часто используется два бас-барабана или двойная педаль (т. н. «кардан») — две педали, соединенные карданным валом так, что обе колотушки бьют в один бас-барабан поочерёдно.
Существует также вариант ударной установки, предназначенный для игры стоя (так наз. cocktail drum).
[править] Ударная установка в райдере
Условия выступления описываются в технической части райдера коллектива.
В нем описывается требования к оборудованию, в том числе тип и состав
ударной установки, условия ее транспортировки, озвучивания. Иногда
группа транспортирует только часть установки: малый барабан (или
несколько), комплект тарелок и другие аксессуары[7].
Состав ударной установки может быть показан на рисунке, схематично отражающем "вид сверху" на инструменты.
На сцене ударная установка обычно устанавливается в задней части сцены, за оркестром. Часто для неё сооружается отдельный подиум или платформа.
Кроме барабанщика, с ударной установкой работают также барабанные
техники. Они устанавливают инструменты, следят за их настройкой,
сохранностью при транспортировке и так далее[8]. Озвучивание барабанов, установка мониторов, микрофонов контролируется звукорежиссёром.
Барабанщик танцевального оркестра, 1935 г. Левша. Обратите внимание на тарелки у правой ноги.
Также см. История барабана, История том-тома
Ударная установка сильно изменялась со временем и изменяется
постоянно. Значимую роль в развитии играют популярные музыкальные стили,
знаменитые музыканты и конструкторы, также развитие технологии
производства инструментов[9].
В конце XIX века возникает джаз.
Примерно в 1890-м году барабанщики Нового Орлеана начали
приспосабливать свои барабаны к условиям сцены, чтобы один исполнитель
мог играть на нескольких инструментах сразу. Ранние ударные установки
были известны под коротким рекламным названием «trap kit». Бас-барабан
этой установки пинали ногой или использовали педаль без пружины, не
возвращавшуюся в исходное положение после удара, но в 1909 г. Ф. Людвиг
сконструировал первую педаль бас-барабана с возвратной пружиной[10].
В 1920 г. Компания Gretsch стала производить корпуса барабанов по технологии многослоевого расслоения дерева. Первые обечайки
были трёхслойными, в дальнейшем эта технология была усовершенствована: в
начале 1940-х компания изменила структуру и способ соединения обечаек [11], этот способ используется и сегодня.
В начале двадцатых годов был популярен «snowshoe» или чарльстон —
ножная педаль, состоявшая из двух пластин размером со стопу, с
прикреплёнными к ним двумя тарелками. Около 1925 года барабанщики стали
использовать «low boy» или «sock» тарелки. Эти парные тарелки
располагались на коротком стержне и так же управлялись ногой[12].
В 1927 году появился первый «high boys» или «high hat», позволявший
исполнителю играть на нём как педалью, так и палочками, или
комбинировать оба способа.[13]
В 1928 г. в продаже появилась первая ударная установка Ludwig
«Jazz-er-up». Установка включала в себя большой барабан 24`х8`(с
колотушкой и прикрепленным вуд-блоком),
малый барабан 12`х3`, и подвесную тарелку. Барабанщики начали
использовать настраиваемые том-томы, стойки для установки различных
инструментов. В 1931 г. Ludwig и Slingerland стали производить литую
фурнитуру для барабанов. Были отобраны и развиты компоненты установки,
сборка стала более качественной[14].
В 1935 г. Джин Крупа, барабанщик оркестра Бенни Гудмена,
впервые начинает использовать «стандартную» установку из 4 барабанов,
произведенную Slingerland. Развивалась техника игры, Джин впервые
выступил как полноправный солист оркестра[12].
В 1940—1960 г. происходит новое значительное изменение — джазовые и
рок-барабанщики добавляют в свою установку второй бас-барабан. Примерно в
то же время произошло ещё одно событие: Чик Эванс и Ремо Белли
независимо друг от друга изобрели пластиковые мембраны барабанов на
замену кожаным. Новые пластики позволили более точно настраивать
барабан, не были подвержены влиянию погоды, колебаниям влажности.
В 1962—1964 г. Ринго Старр в составе The Beatles выступил на американском телевидении в шоу Эда Саливана. Началась битломания. Выпуск барабанов Ludwig удвоился[13].
Следующий этап (1970—1980 г.) связан с зарождением и развитием хард-рока.
Музыканты начали поиск нового звучания барабанной установки: стали
использовать томы без резонансного пластика, увеличивать глубину
барабана и добавлять новые барабаны в установку. Звук стал более
громким, пробивающим. Стала широко развиваться технология записи ударных[15]. Появились барабанные синтезаторы, драм-машины, но они не смогли заменить живых барабанщиков[16].
Первая двойная педаль для бас-барабана была выпущена компанией Drum Workshop в 1983 г [17]. Теперь барабанщикам не обязательно использовать 2 бас-барабана, а достаточно поставить один и играть на нём сразу 2 педалями.
1990 г. Pearl и Tama изобретают систему крепления RIMS, при которой
том крепится к стойке без просверливания дополнительного отверстия в
барабане. Это позволяет избежать нежелательных вибраций и лишнего
отверстия в корпусе.[18].
Барабанная установка Sonor 1007 с тарелками Paiste 101
Размер барабанов обычно выражается в виде «диаметр x глубина», в дюймах.
Например малые барабаны часто имеют размер 14 × 5.5 . Некоторые
производители используют обратный порядок — «глубина × диаметр»[19],
это Drum Workshop, Slingerland, Tama Drums, Premier Percussion, Pearl
Drums, Pork Pie Percussion, Ludwig-Musser, Sonor, Mapex, и Yamaha Drums.
Стандартные размеры рок-установки таковы: 22" × 18" бас барабан, 12" ×
9", 13" × 10" навесные томы, 16" × 16" напольный том и 14" × 5.5" малый
барабан. Другая распространенная комбинация «фьюжн».
Она включает 20" × 16" бас барабан, 10" × 8", 12" × 9" навесные томы,
14" × 14" напольный том и 14" × 5.5" малый барабан. В ударных установках
для джаза часто отсутствует 2 навесной том.
Размеры бас-барабана также отличаются для различных стилей[20]. В джазе используются бас-барабаны небольших размеров, так как роль этого барабана в джазе — скорее расстановка акцентов, чем тяжелый бит. А для метала, хард-рока используются очень большие бас-барабаны (часто несколько) для тяжелого, резонансного тона.
Размеры тарелок также измеряются в дюймах.
Самые маленькие тарелки — сплэш (6-12 дюймов), самые большие — райд (18-22 дюймов)
[править] Сравнение конфигураций барабанных установок
Ударная установка Терри Боззио, одна из самых больших ударных установок из всех когда-либо существовавших [4]
Указаны конфигурации, описанные на официальном сайте музыканта, странице эндорсера
или в других источниках для сравнения количества инструментов в
установке. Персоналии выбраны случайно как одни из характерных
представителей стиля.
Символ * — количество неизвестно, или меняется время от времени.
Примеры конфигураций ударных установок барабанщиков различных стилей.[показать]
|