Среда, 24.04.2024, 18:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Всё и всяк про Rock

Гитара 3

Медиатор

Щипок и удар могут исполняться пальцами правой руки или же с помощью специального приспособления, называемого плектр (или медиатор). Плектр представляет собой небольшую плоскую пластину из твёрдого материала — кости, пластмассы или металла. Гитарист держит его в пальцах правой руки и защипывает или ударяет им струны.

Во многих современных стилях музыки широко применяется способ звукоизвлечения слэп. Для этого гитарист либо сильно ударяет большим пальцем по отдельной струне, либо подцепляет и отпускает струну. Эти приёмы называются слэп (удар) и поп (подцеп) соответственно. Преимущественно слэп применяется при игре на бас-гитаре.

В последние десятилетия активно развивается необычный прием игры, новый способ звукоизвлечения, когда струна начинает звучать от легких ударов пальцами рук между ладов на грифе. Такой способ звукоизвлечения называется тэппинг (при игре двумя руками - двуручный тэппинг) или TouchStyle. При игре тэппингом звукоизвлечение напоминает игру на фортепиано, при которой каждая рука исполняет свою собственную независимую партию.

[править] Левая рука

Левой рукой гитарист обхватывает гриф снизу, опираясь большим пальцем на его тыльную сторону. Остальные пальцы используются для зажимания струн на рабочей поверхности грифа. Пальцы обозначаются и нумеруются следующим образом: 1 — указательный, 2 — средний, 3 — безымянный, 4 — мизинец. Положение кисти руки относительно ладов называется «позиция» и обозначается римской цифрой. Например, если гитарист зажимает какую-либо струну 1-м пальцем на IV ладу, то говорят, что рука находится в IV позиции. Незажатая струна называется «открытая».

Большое баррэ

Струны зажимаются подушечками пальцев - таким образом, одним пальцем гитарист прижимает одну струну на определенном ладу. Если же указательный палец положить на гриф плашмя, то прижаты будут сразу несколько, или даже все струны на одном ладу. Этот весьма распространенный приём называется «баррэ». Различают большое баррэ (полное баррэ), когда палец прижимает все струны, и малое баррэ (полубаррэ), когда прижимается меньшее количество струн (вплоть до 2). Остальные пальцы во время постановки баррэ остаются свободными и могут использоваться для зажатия струн на других ладах. Существуют также аккорды, в которых, помимо большого баррэ первым пальцем, необходимо взять на другом ладу малое баррэ, для чего используется любой из свободных пальцев, в зависимости от "удобоисполняемости" того или иного аккорда.

[править] Приёмы

Кроме описанной выше основной техники игры на гитаре, существуют разнообразные приёмы широко применяемые гитаристами в разных стилях музыки.

  • Арпеджио (перебор) — последовательное извлечение звуков аккорда. Исполняется путем последовательного защипывания разных струн одним или несколькими пальцами.
  • Арпеджиато — очень быстрое, одним движением, последовательное извлечение звуков, расположенных на разных струнах.
Приём «бенд»
  • Бенд (подтяжка) — повышение тона путем поперечного смещения струны по ладовому порожку. В зависимости от опыта гитариста и используемых струн этим приёмом можно повысить извлекаемую ноту на полтора-два тона.
    • Простой бенд — струна сначала ударяется и затем подтягивается.
    • Пребенд — струна сначала подтягивается и только потом ударяется.
    • Обратный бенд — беззвучно подтягивается струна, ударяется и опускается к исходной ноте.
    • Легатный бенд — удар по струне, подтяжка, затем струна опускается до исходного тона.
    • Бендовый форшлаг — удар по струне с одновременной подтяжкой.
    • Унисонный бенд — извлекается ударом по двум струнам, затем нижняя нота дотягивается до высоты верхней. Обе ноты звучат одновременно.
    • Микробенд — не фиксированная по высоте подтяжка, примерно на 1/4 тона.
  • Вибрато — периодическое незначительное изменение высоты извлекаемого звука. Исполняется с помощью колебаний кисти левой руки вдоль грифа, при этом изменяется сила нажатия на струну, а также сила ее натяжения и соответственно высота звука. Другой способ исполнить вибрато — последовательное периодическое исполнение приёма «бенд» на небольшую высоту. На электрогитарах же, оснащенных «whammy bar» (тремоло-системами), для исполнения вибрато часто применяется рычаг.
  • Глиссандо — плавный скользящий переход между нотами. На гитаре возможно между нотами, расположенными на одной струне, и исполняется перемещением руки из одной позиции в другую не отпуская пальца, прижимающего струну.
  • Легато — слитное исполнение нот. На гитаре исполняется с помощью левой руки.
    • Восходящее легато — уже звучащая струна зажимается резким и сильным движением пальца левой руки, звук при этом не успевает прекратиться. Распространено также английское наименование этого приема — хаммер, хаммер-он.
    • Нисходящее легато — палец сдергивается со струны, слегка подцепляя ее при этом. Встречается также английское наименование — пул, пул-офф.
    • Трель — быстрое чередование двух нот, исполняемых сочетанием приемов хаммер и пул.
  • Пиццикато — игра приглушенными звуками, когда правая ладонь кладется частью на подставку (мостик), частью на струны. Английское название этого широко используемого современными гитаристами приема — «палм мьют» (англ. muteсурдинка).
  • Пульгар — (исп. pulgar — большой палец) техника игры большим пальцем правой руки. Основной способ звукоизвлечения в музыке фламенко. Струна ударяется сначала боковой стороной мякоти и затем краем ногтя большого пальца.
  • Свип — скольжение медиатором по струнам вверх либо вниз при игре арпеджио, или скольжение медиатором по приглушенным струнам вверх либо вниз, создавая скребущий звук перед основной нотой.
  • Стаккато — Короткое отрывистое звучание нот. Исполняется способом ослабления нажима на струны пальцев левой руки, либо глушения струн правой, сразу же после взятие звука или аккорда.
  • Тамбурин — ещё один перкуссионный приём, заключается в постукивании по струнам в районе подставки, пригоден для гитар с полым корпусом, акустических и полуакустических.
  • Тремоло — очень быстрое многократное повторение щипка, без смены ноты.
  • Флажолет — заглушение основной гармоники струны путем прикосновения к звучащей струне точно в месте, делящем ее на целое число частей. Различают натуральные флажолеты, исполняемые на открытой струне, и искусственные, исполняемые на зажатой струне. Существует еще и так называемый медиаторный флажолет, который образуется когда нота извлекается одновременно медиатором и мякотью большого или указательного пальцев, держащих медиатор.

[править] Гитарная нотация

Основная статья: Гитарная нотация

В гитаре большинство звуков из диапазона доступных могут быть извлечены несколькими способами. Например звук Ми первой октавы может быть взят на 1-й открытой струне, на 2-й струне на 5-м ладу, на 3-й струне на 9-м ладу, на 4-й струне на 14-м ладу, на 5-й струне на 19-м ладу и на 6-й струне на 24-м ладу (на 6-струнной гитаре с 24 ладами и стандартным строем). Это дает возможность одно и то же произведение сыграть несколькими способами, извлекая нужные звуки на разных струнах и зажимая струны разными пальцами. Расположение пальцев гитариста при игре произведения называется аппликатурой этого произведения. Различные созвучия и аккорды тоже могут быть сыграны многими способами и тоже имеют разные аппликатуры.

Для записи гитарных аппликатур применяется несколько подходов.

[править] Нотная запись

В современной музыкальной нотации при записи произведений для гитары применяется набор условных обозначений, позволяющий указать аппликатуру произведения. Так, струна, на которой рекомендуется исполнять звук, обозначается номером струны в кружочке, позиция левой руки (лад) — римской цифрой, пальцы левой руки — цифрами от 1 до 4 (открытая струна - 0), пальцы правой руки — латинскими буквами p, i, m и a, а направление удара медиатором — значками GuitarNotationMediatorDn.svg (вниз, т.е. от себя) и GuitarNotationMediatorUp.svg (вверх, т.е. к себе).

Кроме того, при чтении нот следует помнить о том, что гитара является транспонирующим инструментом — произведения для гитары всегда записываются на октаву выше, чем звучат. Так делается для того, чтобы избежать большого количества добавочных линий снизу.

GuitarNotesSample1.svg           GuitarNotesSample2.svg

[править] Табулатура

Альтернативный способ записи произведений для гитары — табулатурная запись, или табулатура. В гитарной табулатуре записывается не высота, а позиция и струна каждого звука произведения. Также в табулатурной записи могут применяться обозначения пальцев, аналогичные используемым в нотной записи. Табулатурная запись может применяться в одиночку или совместно с нотной записью.

Прослушать эту табулатуру

GuitarTabulatureSample1.svg

[править] Аппликатура

Существуют графические изображения аппликатур, широко применяемые в процессе обучения игре на гитаре, также называемые «аппликатура». Подобная аппликатура представляет собой схематически изображенный фрагмент грифа гитары с обозначенными точками местами постановки пальцев левой руки. Пальцы могут быть обозначены своими номерами, так же как и позиция фрагмента на грифе.

Существует класс программных продуктов «вычислители гитарных аккордов» — это программы, которые для заданного аккорда могут вычислить и графически показать все возможные аппликатуры.

G-Dur-7.jpg

[править] Аксессуары

В процессе эксплуатации и исполнения вместе с гитарой могут применяться разнообразные аксессуары и приспособления, включая следующие:

  • Кофр — мягкий или жесткий футляр для долговременного хранения и (или) переноски гитары.
  • Вертушка — приспособление для быстрой смены струн, представляет собой удлинитель ручки колкового механизма.
  • Подставка (стойка) — приспособление для надежной фиксации инструмента на полу либо стене, для кратковременного хранения.
  • Каподастр — приспособление, позволяющее постоянно зажать все или несколько струн на одном ладу, облегчающее игру в некоторых тональностях или гитарных настройках.
  • Гитарный ключ — инструмент для регулировки положения грифа классической гитары (который крепится к корпусу специальным регулировочным винтом).
  • Анкерный ключ — шестигранный ключ для регулировки усилия анкерного стержня, регулирующий прогиб грифа во многих современных гитарах.
  • Съемный звукосниматель — вместе с акустической гитарой могут применяться специальные звукосниматели, не являющиеся частью конструкции гитары, а вставляющиеся в резонаторное отверстие.
  • Инструментальный шнур — специально изготовленный экранированный электрический провод для передачи сигнала от электрогитары к гитарному усилителю.
  • Гитарный ремень — ремень из прочного материала (кожа или синтетика), позволяющий гитаристу удобно исполнять композиции стоя.

[править] См. также

[править] Примечания

  1. .Музыкальный словарь[Пер. с нем. Б. П. Юргенсона, доп. рус. отд-нием. — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. — CD-ROM]
  2. ruǎn; yuǎn кит. муз. жуань, юань (старинный струнный щипковый инструмент) «Большой китайско-русский словарь в четырех томах»
  3. 月琴 yuèqín кит. муз. юэцинь (4-струнный инструмент с круглым или 8-гранным корпусом) «Большой китайско-русский словарь в четырех томах»
  4. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. ISBN 5-85270-001-0
  5. Журнал Роллинг Стоун: Список 100 величайших гитаристов всех времен.

[править] Литература

  • Марк Филипс, Джон Чаппел Гитара для «чайников» (полный вариант) = Guitar For Dummies. — М.: «Диалектика», 2006. — С. 384. — ISBN 0-7645-5106-X
Поиск
18:37 Среда
Меню сайта
Наш опрос
В каком виде закидивать файлы

Всего ответов: 4
Реклама
Теги
Мини-чат
Форма входа
Генератор паролей
Статистика
Яндекс.Метрика
Copyright MyCorp © 2024